Поделиться в социальных сетях

Нужно ли покупателю уменьшать вычеты НДС, если поставщик предоставил премию?

В налоговую базу по НДС в силу НК РФ попадают все доходы за квартал (как в денежной, так и в натуральной форме, поступающие налогоплательщику). В то же время, исчисляя налог к уплате (тот, что налогоплательщик предъявил контрагенту в качестве продавца) налогоплательщик может уменьшить на налоговые вычеты («входящий налог», поступающий к налогоплательщику как покупателю в составе цены товара).

Между контрагентами происходят расчеты разного правового характера, как касающиеся изменения стоимости продукции (товаров), т.е. так называемые торговые скидки, так и не изменяющие стоимость продукции. Как быть с премиями, которые зачастую выплачиваются поставщиками товаров покупателю по итогам достижения определенных показателей, например, закупки определенного количества или объема товара (нужно ли такому покупателю – налогоплательщику корректировать те суммы НДС, которые ранее уплачены поставщику в составе цены и отражены в вычетах)?

Как отметил суд в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2017 по делу № А53-31236/2016, когда по условиям договора стоимость отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса) не изменяется, либо при отсутствии таких условий в договоре, обязанность по корректировке налоговых вычетов у покупателя не возникает и право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует, что подтверждается в письме ФНС России от 09.06.2015 № ГД-4-3/9996@, определениях Верховного Суда РФ от 05.03.2015 № 302-КГ15-1523, 17.02.2015 № 304-КГ14-3095. Как пояснил суд, в рассматриваемом деле (гибкая маржа), была начислена обществу за выполнение всех дилерских стандартов при продаже автомобилей за отчетный период и не изменяет цену проданных автомобилей.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в Письме Минфина РФ от 03.09.2012 № 03-07-15/120, суд отметил, что в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю (в данном деле автомобильному дилеру) какой-либо премии, такая премия, исходя из условий договора, может, как изменять стоимость ранее поставленных товаров (то есть по своей правовой природе являться скидкой к цене товара), так и не изменять ее. Квалификация премии в качестве торговой скидки должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации. С 3 квартала 2013 года ст. 154 НК РФ дополнена пунктом 2.1, который устраняет правовой пробел в данном регулировании, но осторожность следует проявлять в каждом конкретном случае, с учетом сложившейся судебной практики.

Добавить комментарий